Святые места Ильинского края  

С неба песня жаворонка льется ...
Через лес, похожий на сады,
К Тихонову древнему колодцу
Я иду испить его воды.

Я спешу скорее причаститься
Силой мудрых сказов и легенд,
И меня благословляют птицы
В этот миродвижущий момент.

Тропка до урочища — как тайна,
И на ней разгадки не найти.
Тот, кто сотворил все это, дай нам
От креста надежные пути!

Этот крест, что над ключом вознесся,
Охранит, как верится, от бед.
А всего-то: теремок из теса,
Да овраг, что от тумана сед.

Но не тем ли Русь жива и ныне,
Что в ее поклонные места
Ходит люд во времена иные
Исцелиться силою креста?..
Е. Смолин


В нескольких километрах от деревни Коварчино, что неподалеку от села Аньково, есть лесное урочище, известное как верующим, так и атеистам. Здесь в неглубоком овраге бьет ключ, образующий крохотный водоем. Исстари именуют его Тихоновым колодцем.
Своим названием источник обязан реальной исторической личности — Тихону Луховскому, причисленному церковью к лику святых. Известно, что этот подвижник был родом из Литвы, жил во второй половине ХV века и умер в 1503 году в им же основанной святой обители близ Копытова урочища недалеко от Луха. Тихон Луховской в миру носил имя Тимофей, в юности был воином князя Федора Вельского. После переселения с князем в Москву решил удалиться от ЖИЗНИ светской в монашеское уединение. Приняв постриг, Тихон Преподобный действительно некоторое время жил отшельником, но жажда приобщения к вере все новых сторонников заставила основать монастырь, который известен и поныне далеко за пределами края.
Что связывало Тихона Луховского с землей ильинской, сказать трудно. Возможно, он бывал в здешних краях. Однако среди ильинских старожилов записана легенда, которая объясняет появление Тихонова колодца.
Судя по легенде, пять веков назад проходил этим урочищем крестьянин, ввергнутый в отчаяние лютой болезнью своей жены, пребывающей на смертном одре. И вот посреди оврага нежданно-негаданно вырос пред мужиком старец, облаченный в белые одежды. Успокоив страдальца, путник повелел отслужить молебен в ближайшем храме, научил молитве. Воротившись, домой, крестьянин обнаружил супругу абсолютно здоровой. Но еще большее удивление выпало ему в храме, где во время молитвы, преклоняясь перед иконой Тихона Луховского, мужик узнал в изображенном святом встреченного им на дороге старца... А на месте встречи их, забил цельбоносный источник.
Между тем, святость здешнего источника была увековечена и ансамблем из двух церквей при общей колокольне. Троицкая церковь была сооружена еще в 1786 году, а в 1803 — 1807 гг. появилась еще одна - в честь Святителя Николая. Так сообщается в описи церквей и приходов Владимирской епархии того времени. Характерно, что храмы стояли в чистом* поле, вдали от сел округи, но вблизи от Тихонова источника.
К сожалению, от храмов в пору воинствующего атеизма не осталось ничего. Несколько лет назад стараниями верующих и отца Анастасия, настоятеля Сергиевского храма, что верстах в пятнадцати отсюда, Тихонов источник был заботливо обустроен и ныне привлекает большое число паломников, как и в былые времена. Считается, что вода из Тихонова колодца целительна, если ее пить, а еще лучше - искупаться в ней. Вот почему верующие оборудовали на Тихоновом источнике два сруба. Из малого набирают воду для питья. Большой, опущенный в землю на глубину двух метров, - для купания. В пору глубокого предзимья нам доводилось наблюдать, как 70-80-летние старушки с удовольствием погружались в купель и потом благодатно чувствовали себя на первом морозце. При этом странницы уверяли, что словно бы помолодели, ни одна потом не прихворнула... Большую заботу об источнике проявляют священнослужители из Сергиевского храма, села Аньково. Дай Бог, что бы их трудами, возродилась еще одна святыня Руси…
Еще одно чудодейственное место, называвшееся до революции Животворящий Крест, расположено вблизи села Антушково. Здесь находилась Никольская церковь на погосте у Иисусова креста - пятиглавая, постройки 1776 года. До этого здесь поочередно стояли две деревянные церкви. О самой первой есть удивительная легенда, попавшая из летописей в книгу «Житие Святителя Николая Чудотворца и слава его в России» (СПб., 1899 г.).
Излагается появление церкви так.
29 мая (11 июня) 1423 года пастухи, пасшие табуны вблизи огромного Годеновского болота, увидели вдруг нисходящий с небес столб света красоты неизречимой. Повинуясь внутреннему голосу, гуртоправы пошли к месту касания светового столба с землею и увидели крест с видением на нем живого еще распятого Христа. Перед крестом стоял святитель Николай с Евангелием в руках. Он и молвил пастухам о необходимости поставить в этом месте храм Божий. Узнавший о чудесном явлении владыка Ростовский повелел снарядить бригаду плотников и выделить материалы.
Однако плотники ослушались гласа пророка и указания епископа поставить храм посреди болота, где было видение пастухам. Найди место посуше, они срубили несколько венцов и улеглись спать. На утро же, согласно легенде, инструменты и материалы чудесным образом перенеслись за целую версту, к святому месту, и строители вновь увидели явление Креста Господня и указующего перста Николая Чудотворца. После окончания чуда вырос посреди болота холм, на коем и была построена первая дубовая церковь.
До революции Животворящий Крест был известен далеко за пределами губернии. Сюда стекались - обязательно пешком -паломники за сотни и тысячи верст. Считалось, что чудесное Распятие имеет поразительную целительную силу. Один из помещиков, некто Петр Лукич, повелел даже вести летописный свод '' исцелений, имевших место среди паломников. Этот своеобразный дневник содержит 17 описаний. Вот краткий пересказ одного из них.
В 1675 году жена дворянина патриаршей вотчины Феодосия Боровитинова начала страдать припадками беснования, то есть помешательства. Она «кричала всеми зверьми и птицами», покуда ее супругу не явился во сне святитель Николай. Он повелел всем домочадцам сопровождать барыню к Никольскому погосту, дабы у образа Животворящего Креста Господня принести молитвы. Так и было сделано. В ходе молебна у Боровитиновой не единожды возобновлялись припадки, но при песнопении слов «Тебе поем, Тебя благословляем» произошло нежданное исцеление.
Сказания о чудесах идут и из советских времен. В 1938 году, когда был брошен клич уничтожить главную святыню храма -образ святого Распятия, как ни старались варвары-атеисты, скульптура на кресте, не сгоревшая в двух пожарах разных лет, не поддавалась ни пиле, ни топору. Наконец одному мужику удалось отколоть палец на изваянии Христа. А через несколько дней с такого же пальца у безбожника началась гангрена, отправившего ею в мир иной.
Сейчас одна из московских монастырских общин взялась за восстановление храмового комплекса. Во временной деревянной церкви уже проходят службы. Сам же Крест, находится в 7 км., от места явления, в селе Годеново, Ярославской обл, но есть все основания полагать, что в недалеком будущем он вернется на свое законное место...
Среди действующих ныне в Ильинском районе четырех храмов особого внимания заслуживает храмовый комплекс в селе Хлебницы, в котором никогда не прерывались службы. Стоит он на древнем погосте, за целую версту от села, в лесу. Здесь расположены летний пятиглавый храм Дмитрия Солунского с шатровой колокольней, построенный в 1801 году, зимняя церковь Митрофания Воронежского (1844 г.), высокая пятиярусная колокольня (1867 г.), дом причта и ограда с башенками и воротами. Редкая сохранность храмового комплекса дает хорошее представление о культовом зодчестве XIX века.
Всего же на территории района можно встретить до тридцати храмов, относящихся к XVIII - нач. XX вв. и построенных в духе барокко и классицизма.
Паломничество по святым местам имеет место и в наши дни. Не зарастает тропа к Тихонову источнику. Но как бы хотелось, чтобы по святым и памятным местам земли ильинской проходили многие группы паломников и туристов. Чтобы они имели возможность и помолиться, и пройти крестным ходом, и припасть к святым источникам с надеждой на чудесное исцеление, и переночевать, и вкусить трапезу в традициях русского православия, и услышать многое о былом величии здешних мест, и прикоснуться к "преданьям старины глубокой".
Впрочем, надежда есть. Не случайно в Анькове настоятель местного Свято-Сергиевского храма отец Геннадий подыскивает помещение для открытия странноприимного дома...


На Главную



Hosted by uCoz